Проверки в офисе – это снег на голову. У людей возникает шок и стресс, на чем и играют контролеры. Когда человек шокирован, отключаются мозги и им легче манипулировать.
Как к такому готовиться... В идеале, в команде должен быть ответственный кадр, который в курсе всех правил проведения проверок и кто будет сопровождать ее, если она случится. В идеале «прошаренный» и психологически-устойчивый человек, знакомый с методами силовиков и социнженерии. Периодически он должен проводить летучки, и рассказывать сотрудникам правила, как общаться с людьми из фискальных или правоохранительных органов. Как минимум, работники должны знать, что отвечать в обязательном порядке на любые вопросы проверяющих не нужно, пока их отдельно не вызвали на допрос. А также, что при любых заминках – сразу обращаться к ответственному, директору или корпоративному адвокату.
Забирайте основные правила, как себя вести, если нахлынули:
1. Организовать полное сопровождение проверки ответственным, который будет максимально фиксировать все действия контролеров.
Это может быть протоколирование, либо аудио- и видеозапись. Протокол составляют проверяющие в двух экземплярах за подписью обеих сторон в день проверки. Иногда просят составить и подписать на следующий день. Это неприемлемо! Протокол должен быть составлен и подписан день в день, настаивайте на этом. И ответственный должен проследить, что там все будет указано четко и без перегибов. Если необходимо, добавить комментарии.
Для аудиозаписи посоветуем иметь качественный диктофон. Фиксировать все на видео тоже можно, но обычно это только злит проверяющих. Могут тупо запрещать, а иногда даже забрать вашу видеофиксацию с собой, как вещдок. К тому же, если в офисе камеры, это лишнее.
2. Как только силовики вошли, сразу же звоните корпоративному адвокату.
Разумеется, он должен быть, и с ним должен быть договор, где прописаны такого рода выезды. Если нет конкретного адвоката, можно заключить договор с коллегией или адвокатским образованием, где вам по звонку всегда выделят профи. Проще всего, как уже писали, найти кабинет адвоката неподалеку или вообще снять ему офис в соседнем помещении. Тогда он прилетит мгновенно и не допустит нарушений со стороны контролеров, а также косяков со стороны вашего персонала.
3. Пока летит адвокат, ни в чем не помогаем проверяющим.
Их задача – вывести вас на чистую воду и найти доказательства нарушений, а ваша – сделать так, чтобы их не нашли. Пусть делают, что хотят, но в рамках закона и под вашим контролем. Все сотрудники в идеале должны молчать и отсылать контролеров к ответственному или к адвокату простой фразой: «у нас есть ответственное лицо, обращайтесь к нему». Так никакая лишняя устная информация не в те руки не попадет.
4. Маски-шоу обычно начинаются с «представления» силовиков, которые залетают с криками, вламываются в двери, перепрыгивают через турникеты, кладут всех на пол или лицом к стене, кричат команды и т.п.
А после уже заходят те, кто будет непосредственно проверять. Первый акт этого спектакля нацелен на то, чтобы вызвать шок у сотрудников и те в растерянности выдали все, что просят. Поэтому нужно снижать темп и натиск проверяющих. Это делается тупой рутиной.
Выписываем необходимую информацию из удостоверений, проверяем срок действия удостоверений и т.п. Это занимает время и так напряжение естественным путем снизится, наступает рутина, работники успокаиваются и вспоминают правила поведения при проверках.
Налоговые риски сегодня стоят выше других. Если вопросы бизнеса предприниматель может решить сам, в налогах требуется разбираться.
Но не только в налогах, а еще и в методах общения с инспекторами.
Общение с налоговиками – отдельная психология. Многие боятся их и ведут себя скованно, а также соглашаются на любые предложения, чем те всегда пользуются.
Дадим несколько советов, как общаться с инспекторами и их начальниками:
1. Общайтесь спокойно.
Это такие же люди, как и вы. Да, у них есть определенная власть, но, по факту, это простые работники бюджета, как врачи или учителя и среди них есть нормальные люди, понимающие адекватное общение. Поэтому держитесь ровно, общайтесь корректно и вежливо. Лично или по ТКС – не имеет значения. Так, как вам бы хотелось, чтобы общались с вами.
2. Знайте свои права.
Налоговик разбирается в налогах. И так, как ваше с ним общение касается налогов, нужно в них тоже разбираться. Тогда вы сможете общаться на одном языке. Бесполезно доказывать, что вы не виноваты, если налицо нарушение по НК РФ. Налоговики ценят компетенцию и, как и все, хотят общаться с «подкованными» людьми. Поэтому изучите систему налогообложения своей компании и разберитесь в принципах работы 1С. Отдельно посоветуем глянуть статьи 32 и 33 НК РФ про права и обязанности налоговых органов. Это прям козырь.
3. Продумывайте ответы на требования и готовьтесь к встрече.
Здесь все строго индивидуально, но, если будете понимать вопросы, которые могут задать и иметь примерные ответы, будет проще. Поэтому знайте своих проблемных контрагентов, владейте фактажом по сделкам, понимайте, чего предоставлять и говорить точно не следует.
4. Бояться не нужно.
Главная задача бизнеса – прибыль, а инспектора – налоги и пополнение бюджета. По сути, это зеркально противоположные цели и на все ваши проблемы ему до лампочки. Поэтому на первое место выходит только адекватный анализ, компетенция и аргументы, как в шахматах. Инспекторы обязаны действовать в рамках закона и просто так навесить налоги не вправе.
5. Не верьте фискалам.
Их премии прямо зависят от пополнения бюджета, а планы по собираемости никто не отменял. Но налогоплательщиков много, а инспекторов – мало. И сегодня они активно используют стратегию запугивания, «прикручивания» своих догадок, а также откровенно лгут. И даже когда говорят, что все знают, а АСК НДС – все видит, в 90% случаев это блеф.
Как показывает практика, это срабатывает и примерно 50% налогоплательщиков доплачивают тупо после комиссии или даже грозного требования. При этом многие фискалы активно применяют методы соц. инженерии и психологического давления, техники «хороший-плохой инспектор» и т.п. Как им противостоять, напишем отдельно. Точно так же действуют полицейские при допросах. И если прогнуться, то навесят сразу. Поэтому факты и еще раз факты!
6. Проверяйте.
Да, берите паузы и проверяйте все, что заявляет инспектор. Сегодня есть много способов. Если говорят, что разрыв – закажите отчет и анализ у экспертов, если заявляют, что контрагент – однодневка, проверьте, если обвиняют в дроблении – соберите аргументы и поднимите судебную практику. Если претензии по обналичке или НДС – свяжитесь с поставщиками и совместно выстройте защиту.
На тех, кто умело защищается, обычно не тратят время, ибо согласных всегда хватает.
Как к такому готовиться... В идеале, в команде должен быть ответственный кадр, который в курсе всех правил проведения проверок и кто будет сопровождать ее, если она случится. В идеале «прошаренный» и психологически-устойчивый человек, знакомый с методами силовиков и социнженерии. Периодически он должен проводить летучки, и рассказывать сотрудникам правила, как общаться с людьми из фискальных или правоохранительных органов. Как минимум, работники должны знать, что отвечать в обязательном порядке на любые вопросы проверяющих не нужно, пока их отдельно не вызвали на допрос. А также, что при любых заминках – сразу обращаться к ответственному, директору или корпоративному адвокату.
Забирайте основные правила, как себя вести, если нахлынули:
1. Организовать полное сопровождение проверки ответственным, который будет максимально фиксировать все действия контролеров.
Это может быть протоколирование, либо аудио- и видеозапись. Протокол составляют проверяющие в двух экземплярах за подписью обеих сторон в день проверки. Иногда просят составить и подписать на следующий день. Это неприемлемо! Протокол должен быть составлен и подписан день в день, настаивайте на этом. И ответственный должен проследить, что там все будет указано четко и без перегибов. Если необходимо, добавить комментарии.
Также можно отдельно указать, что велась аудиозапись и дополнительные замечания будут добавлены после расшифровки аудиопротокола, которая может занимать несколько часов.
Для аудиозаписи посоветуем иметь качественный диктофон. Фиксировать все на видео тоже можно, но обычно это только злит проверяющих. Могут тупо запрещать, а иногда даже забрать вашу видеофиксацию с собой, как вещдок. К тому же, если в офисе камеры, это лишнее.
2. Как только силовики вошли, сразу же звоните корпоративному адвокату.
Разумеется, он должен быть, и с ним должен быть договор, где прописаны такого рода выезды. Если нет конкретного адвоката, можно заключить договор с коллегией или адвокатским образованием, где вам по звонку всегда выделят профи. Проще всего, как уже писали, найти кабинет адвоката неподалеку или вообще снять ему офис в соседнем помещении. Тогда он прилетит мгновенно и не допустит нарушений со стороны контролеров, а также косяков со стороны вашего персонала.
3. Пока летит адвокат, ни в чем не помогаем проверяющим.
Их задача – вывести вас на чистую воду и найти доказательства нарушений, а ваша – сделать так, чтобы их не нашли. Пусть делают, что хотят, но в рамках закона и под вашим контролем. Все сотрудники в идеале должны молчать и отсылать контролеров к ответственному или к адвокату простой фразой: «у нас есть ответственное лицо, обращайтесь к нему». Так никакая лишняя устная информация не в те руки не попадет.
4. Маски-шоу обычно начинаются с «представления» силовиков, которые залетают с криками, вламываются в двери, перепрыгивают через турникеты, кладут всех на пол или лицом к стене, кричат команды и т.п.
А после уже заходят те, кто будет непосредственно проверять. Первый акт этого спектакля нацелен на то, чтобы вызвать шок у сотрудников и те в растерянности выдали все, что просят. Поэтому нужно снижать темп и натиск проверяющих. Это делается тупой рутиной.
Включаем диктофон и начинаем читать постановление о проверке, изучаем и читаем вслух их документы и перечень лиц, кто вправе вас проверять.
Выписываем необходимую информацию из удостоверений, проверяем срок действия удостоверений и т.п. Это занимает время и так напряжение естественным путем снизится, наступает рутина, работники успокаиваются и вспоминают правила поведения при проверках.
Налоговые риски сегодня стоят выше других. Если вопросы бизнеса предприниматель может решить сам, в налогах требуется разбираться.
Но не только в налогах, а еще и в методах общения с инспекторами.
Общение с налоговиками – отдельная психология. Многие боятся их и ведут себя скованно, а также соглашаются на любые предложения, чем те всегда пользуются.
Дадим несколько советов, как общаться с инспекторами и их начальниками:
1. Общайтесь спокойно.
Это такие же люди, как и вы. Да, у них есть определенная власть, но, по факту, это простые работники бюджета, как врачи или учителя и среди них есть нормальные люди, понимающие адекватное общение. Поэтому держитесь ровно, общайтесь корректно и вежливо. Лично или по ТКС – не имеет значения. Так, как вам бы хотелось, чтобы общались с вами.
Любой наезд, гнев или раздражение всегда вызовет такую же ответную реакцию. Но и пытаться задобрить или «подлизаться» не нужно.
2. Знайте свои права.
Налоговик разбирается в налогах. И так, как ваше с ним общение касается налогов, нужно в них тоже разбираться. Тогда вы сможете общаться на одном языке. Бесполезно доказывать, что вы не виноваты, если налицо нарушение по НК РФ. Налоговики ценят компетенцию и, как и все, хотят общаться с «подкованными» людьми. Поэтому изучите систему налогообложения своей компании и разберитесь в принципах работы 1С. Отдельно посоветуем глянуть статьи 32 и 33 НК РФ про права и обязанности налоговых органов. Это прям козырь.
Если нет времени и желания этим заниматься, подберите хорошего опытного бухгалтера или берите консультации у налогового адвоката по необходимости или на постоянной основе.
3. Продумывайте ответы на требования и готовьтесь к встрече.
Здесь все строго индивидуально, но, если будете понимать вопросы, которые могут задать и иметь примерные ответы, будет проще. Поэтому знайте своих проблемных контрагентов, владейте фактажом по сделкам, понимайте, чего предоставлять и говорить точно не следует.
4. Бояться не нужно.
Главная задача бизнеса – прибыль, а инспектора – налоги и пополнение бюджета. По сути, это зеркально противоположные цели и на все ваши проблемы ему до лампочки. Поэтому на первое место выходит только адекватный анализ, компетенция и аргументы, как в шахматах. Инспекторы обязаны действовать в рамках закона и просто так навесить налоги не вправе.
Вы же не боитесь пса, который лает за забором?
5. Не верьте фискалам.
Их премии прямо зависят от пополнения бюджета, а планы по собираемости никто не отменял. Но налогоплательщиков много, а инспекторов – мало. И сегодня они активно используют стратегию запугивания, «прикручивания» своих догадок, а также откровенно лгут. И даже когда говорят, что все знают, а АСК НДС – все видит, в 90% случаев это блеф.
Их цель – заставить бояться и заплатить без вникания в ситуацию, чтобы меньше работать.
Как показывает практика, это срабатывает и примерно 50% налогоплательщиков доплачивают тупо после комиссии или даже грозного требования. При этом многие фискалы активно применяют методы соц. инженерии и психологического давления, техники «хороший-плохой инспектор» и т.п. Как им противостоять, напишем отдельно. Точно так же действуют полицейские при допросах. И если прогнуться, то навесят сразу. Поэтому факты и еще раз факты!
6. Проверяйте.
Да, берите паузы и проверяйте все, что заявляет инспектор. Сегодня есть много способов. Если говорят, что разрыв – закажите отчет и анализ у экспертов, если заявляют, что контрагент – однодневка, проверьте, если обвиняют в дроблении – соберите аргументы и поднимите судебную практику. Если претензии по обналичке или НДС – свяжитесь с поставщиками и совместно выстройте защиту.
На тех, кто умело защищается, обычно не тратят время, ибо согласных всегда хватает.