Закон Грешема

Скиталец

Команда форума
Гл. Модератор
Проверяющий
Регистрация
Сообщения
118
Реакции
47
Закон Грешема или почему низкое качество выигрывает у высокого.

В Средневековье власть любила испортить деньги, чтобы поправить экономику.

Порча – это уменьшение содержания в монете золота или серебра при сохранении прежней номинальной стоимости. Например, если раньше 1 слиток золота переплавляли в 100 монет, после порчи их получится 130.

Но люди предпочитали запасать полновесные монеты и расплачивались только неполновесными. В итоге в обороте государства оставалось столько же денег, сколько было до порчи, только теперь эти деньги ценились ниже при торговле с соседями.

Эту тенденцию отмечал в трактате о чеканке монет Николай Коперник, до него высмеивал в комедии «Лягушки» Аристофан. Окончательно закон сформулировал финансист английской королевы Томас Грешем:
«Худшие деньги вытесняют из обращения лучшие при равной цене».

Можно обобщить этот закон, применив его к любым товарам, услугам и к нашему поведению.

При равной цене продавец стремится сперва продать менее качественный товар.
Черствый вчерашний хлеб и свежий сегодняшний стоят одинаково, но не равны по качеству - и на полке вперед выставляется старый.
Так происходит со всеми продуктами, у которых истекает срок годности.

Выбирая между «плохим» для общества эгоистичным поступком и «хорошим» альтруистичным, мы скорее выберем эгоизм. Представьте, что вам дадут выбор – оставить 1000$ себе или отдать на благо общества.
В бытность официантом нашему главреду провели на работе тренинг по психологии, где объясняли, что на работу нужно приходить с кайфом и стараться делать всё лучше всех.
На вопрос: «А платить от этого больше станут?» ответили, что стараться нужно не для денег, а для себя.

Как вы понимаете, эффективность сотрудников от тренинга не изменилась. Поскольку лучшая работа не поощрялась, сотрудники продолжили делать всё, как раньше.

Закон Грешема – формально не закон, а тенденция, из него есть масса исключений, но чаще при прочих равных заметен приоритет худшего.

С этим нет смысла бороться, поскольку закон логичен и эволюционно обоснован.
Вместо этого нужно придумать, как создать разницу в цене между лучшим и худшим.
Так компании премируют работника месяца, пекарни продают вчерашний хлеб со скидкой 30%, а любому политику вместо громких призывов «быть альтруистом и служить общему благу» следует подумать, как сделать «общее благо» настолько выгодным, чтобы альтруизм приносил больше выгоды, чем эгоизм.
 
Сверху