Представьте себя студентом. Вас ждет важный экзамен. Вы сидите в коридоре и ждете, когда откроется дверь в аудиторию.
И тут к вам подсаживается человек. Он затевает с вами разговор на какую-то отвлеченную тему. Например, о том, как интересно быть преподавателем и заниматься наукой. Или же о том, как здорово стать футбольным фанатом, кидаться бутылками с трибуны, а после матча пить пиво и драться с болельщиками других команд. Вы общаетесь три минуты, а потом он уходит…
Как вы думаете, мог ли этот короткий разговор повлиять на ваши результаты на экзамене? Практика показывает, что еще как мог.
Такая ситуация много раз изучалась в ходе экспериментов. И всегда студенты из первой группы, с которыми предварительно обсуждалась научная карьера, сдавали экзамены в среднем на 15 % лучше, чем студенты из второй группы.
Так работает мысль-приманка – один из самых интересных способов манипуляции сознанием людей.
Что такое мысль-приманка и как она работает.
В начале XX века вратарь чешской сборной Франтишек Планичка славился умением отбивать пенальти даже лучших бомбардиров. Когда в его ворота назначали одиннадцатиметровый, он как бы от огорчения срывал с головы кепку, швырял ее в ворота и занимал позицию. И знаете, что происходило дальше? Девять раз из десяти футболист команды противника бил именно в тот угол ворот, куда улетела кепка.
Лет 15 назад психологи обнаружили довольно занятную вещь.
Если два события следуют одно за другим, впечатления от первого события очень сильно влияют на ваше отношение ко второму.
Логики здесь нет никакой. Просто так происходит.
Мысли-приманки управляют интеллектом.
Помните пример про студентов?
А вот вам более жесткий эксперимент:
В одном американском университете отобрали студентов из проблемных категорий. С разными судимостями, бывших наркоманов и т.д. И также разделили их на две группы.
С первой группой просто проводился письменный экзамен, а студентов из второй группы преподаватель сначала спрашивал: «Ты ведь сидел в тюрьме (принимал наркотики), верно?» – и только после этого выдавал листки с заданием.
И каждый раз вторая группа намного хуже сдавала экзамен.
Напоминание о негативном прошлом мгновенно переключало мозг студента на мысли о своих проблемах, недостатках, слабостях, и это подрывало его уверенность в себе, а как следствие – способность решать задачи.
Мысли-приманки управляют агрессией.
В еще одном известном эксперименте людям предложили сыграть в игру. Им нужно было вытаскивать из колоды карты с разными словами и раскладывать их по игровому полю. А затем, тем же людям предложили высказать свое отношение к конкретным политикам.
Секрет состоял в том, что одним участникам эксперимента выдали карточки с агрессивными словам («убийца», «война» и т.д.), а другим участникам – карточки с нейтральными словами («погода», «дом»).
В результате те люди, которые получили карточки с агрессивными словами, давали политикам более резкие и негативные комментарии, чем люди, получившие нейтральные карточки.
Хотя к политике эта игра вообще никакого отношения не имела.
Мысли-приманки управляют самочувствием.
Еще интереснее выглядит эксперимент, в ходе которого людей просили в течение 15 минут заканчивать предложения. Здесь испытуемых также поделили на две группы. Одним в предложениях включали слова, связанные со старостью («старик», «трость», «дряхлый», «пожилая»), а другим предлагали аналогичные фразы с нейтральными словами.
Так, люди из первой группе должны были завершить фразу «Старик переходит улицу по пешеходному ______», в то время участники второй группы получали фразу «Мужчина переходит улицу по пешеходному ______».
Через 15 минут людей выпускали из аудитории.
Как вы думаете, что происходило дальше?
Участники первой группы шли по коридору гораздо медленнее, чем представители второй группы – хотя до начала эксперимента они двигались с одинаковой скоростью.
Мысли-приманки управляют интересом
Еще одно исследование показало, что если человек смотрит подряд две видеозаписи – выступление экономиста и затем выступление кандидата в президенты – в речи политика зритель больше внимания уделяет экономическим аспектам.
Но если заменить программу по экономике на криминальную хронику или фильм о терроризме, внимание зрителя переместится на ту часть речи политика, которая посвящена обеспечению правопорядку и национальной безопасности.
Точно так же вы можете заставить людей замечать в большой картине определенные детали, перед этим поговорив с ними о синих бабочках или о красных яблоках. После этого первый человек заметит на картине больше синих элементов, а второй – красных.
Практический блок
- Вспомните два примера из вашей жизни, когда кто-то или вы сами стали жертвой этого эффекта.
- Посмотрите вечерний выпуск новостей. Обратите внимание на очередность сюжетов. Какую цель, по вашему мнению, преследовал редактор новостей, размещая видео-материалы именно в таком порядке.
- Напишите, как вы могли бы использовать мысли-приманки в следующих ситуациях:
б) ваша супруга через час сдает экзамен по вождению и очень волнуется. Помогите ей настроиться на успех;
в) вашему шефу нужно принять решение, кого из сотрудников отправить в Москву на учебу. Как незаметно навести его на мысль, что отправить нужно именно вас?
г) вам нужно разместить на своем сайте определенные элементы в дизайне, которые будут ненавязчиво подталкивать посетителя к покупкам.