- Регистрация
- Сообщения
- 1 253
- Реакции
- 112
С начала октября кредиты на развитие бизнеса селлеров (компаний, реализующих продукцию через маркетплейсы) будет выдавать Тинькофф-банк. На начальном этапе услуга доступна только продавцам, работающим на «Яндекс.Маркете», но в перспективе будет расширена и на другие маркетплейсы.
Селлеры, работающие на «Яндекс.Маркете» не менее трех месяцев, смогут получить в кредит до 10 млн руб. по ставке от 1% в месяц.
Банки лишь недавно стали выделять эту категорию клиентов в отдельную нишу (см. “Ъ” от 23 августа). В первую очередь к ней проявляли интерес небольшие организации. К примеру «Точка» (подразделение банка «ФК Открытие», специализирующееся на работе с МСБ) и «Факторинг Плюс» (входит в группу Киви). Теперь сегментом заинтересовался крупный банк — согласно рейтингу «Интерфакса», «Тинькофф» занимал 15-е место по размеру активов по итогам первого полугодия.
«Сегмент активно растет благодаря низкому порогу входа для ритейлеров, легкому старту бизнеса и росту рынка онлайн-торговли в целом»,— поясняет глава направления развития малого бизнеса «Тинькофф Бизнеса» Игорь Иванов. По его оценке, на рынке десятки тысяч клиентов с оборотом до 10 млн руб.
Решение об одобрении займа будет приниматься на основе анализа оборота конкретного клиента, который будет предоставлять с его согласия маркетплейс. При этом «Яндекс.Маркет» будет помогать продавцам лишь получать более выгодные условия от банка-партнера, но «кредитные отношения, в том числе риски, продавец будет обсуждать с банком». Площадка никаких рисков и гарантий на себя принимать не будет.
Однако обратной стороной при запуске нового продукта на кредитном рынке является рост просроченной задолженности, предостерегает господин Лагуткин. «Стоимость риска на уровне 7–9% для данной категории заемщиков — вполне реалистичный уровень потерь. Кредиторы учтут его в своих моделях ценообразования, но это может сделать ставку недостаточно привлекательной для заемщика»,— предостерегает эксперт. Например, в допандемийный период номинальные ставки по кредитам предприятиям МСБ были на уровне 10–12%. Не исключено, что номинальная ставка останется привлекательной, а возможный риск банк будет компенсировать за счет разного рода комиссий.
В других крупных банках считают, что это довольно рискованный сегмент, не слишком интересный банкам, которые не готовы работать со стартапами.
Тем более что для качественного скоринга такого клиента необходимы данные о продажах, а в полном объеме они есть у маркетплейса. Поэтому в перспективе конкуренцию сторонним банкам могут составлять дочерние банки маркетплейсов.
Однако в «Яндекс.Маркете» не стали комментировать возможность развития кредитования своих партнеров через родственный банк — в июле «Яндекс» приобрел банк «Акрополь», теперь «Яндекс.Банк».
Селлеры, работающие на «Яндекс.Маркете» не менее трех месяцев, смогут получить в кредит до 10 млн руб. по ставке от 1% в месяц.
Банки лишь недавно стали выделять эту категорию клиентов в отдельную нишу (см. “Ъ” от 23 августа). В первую очередь к ней проявляли интерес небольшие организации. К примеру «Точка» (подразделение банка «ФК Открытие», специализирующееся на работе с МСБ) и «Факторинг Плюс» (входит в группу Киви). Теперь сегментом заинтересовался крупный банк — согласно рейтингу «Интерфакса», «Тинькофф» занимал 15-е место по размеру активов по итогам первого полугодия.
«Сегмент активно растет благодаря низкому порогу входа для ритейлеров, легкому старту бизнеса и росту рынка онлайн-торговли в целом»,— поясняет глава направления развития малого бизнеса «Тинькофф Бизнеса» Игорь Иванов. По его оценке, на рынке десятки тысяч клиентов с оборотом до 10 млн руб.
Решение об одобрении займа будет приниматься на основе анализа оборота конкретного клиента, который будет предоставлять с его согласия маркетплейс. При этом «Яндекс.Маркет» будет помогать продавцам лишь получать более выгодные условия от банка-партнера, но «кредитные отношения, в том числе риски, продавец будет обсуждать с банком». Площадка никаких рисков и гарантий на себя принимать не будет.
По данным БКИ «Эквифакс», объем кредитного портфеля субъектам МСБ находится на уровне 6 трлн руб. Средний размер кредита, выдаваемого МСБ, увеличился по сравнению с четвертым кварталом 2020 года почти на 20%, достигнув 6 млн руб. Для селлеров, чей оборот вырос в период коронакризиса в разы, такая кредитная поддержка может быть интересной, уверен гендиректор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин.По данным «Infoline-Аналитики», за шесть месяцев 2021 года онлайн-продажи материальных товаров выросли на 20% и превысили 1,63 трлн руб., причем драйверами роста были мультикатегорийные маркетплейсы. И доля таких площадок продолжит расти: к 2023 году она составит 60% рынка при общем объеме рынка онлайн-продаж более 5,8 трлн руб.
Однако обратной стороной при запуске нового продукта на кредитном рынке является рост просроченной задолженности, предостерегает господин Лагуткин. «Стоимость риска на уровне 7–9% для данной категории заемщиков — вполне реалистичный уровень потерь. Кредиторы учтут его в своих моделях ценообразования, но это может сделать ставку недостаточно привлекательной для заемщика»,— предостерегает эксперт. Например, в допандемийный период номинальные ставки по кредитам предприятиям МСБ были на уровне 10–12%. Не исключено, что номинальная ставка останется привлекательной, а возможный риск банк будет компенсировать за счет разного рода комиссий.
В других крупных банках считают, что это довольно рискованный сегмент, не слишком интересный банкам, которые не готовы работать со стартапами.
Тем более что для качественного скоринга такого клиента необходимы данные о продажах, а в полном объеме они есть у маркетплейса. Поэтому в перспективе конкуренцию сторонним банкам могут составлять дочерние банки маркетплейсов.
Однако в «Яндекс.Маркете» не стали комментировать возможность развития кредитования своих партнеров через родственный банк — в июле «Яндекс» приобрел банк «Акрополь», теперь «Яндекс.Банк».