- Регистрация
- Сообщения
- 1 253
- Реакции
- 112
Продавец отправил фотографию о готовности товара к отгрузке. Покупатель отреагировал на снимок, поставив эмодзи.
Суд посчитал, что направление снимка нельзя признать надлежащим уведомлением даже при получении в ответ смайлика с большим пальцем вверх.
Арбитражный суд Кировской области рассмотрел дело по иску организации «Гармония» к «Строительно-производственной компании Терем» (дело № А28-2634/2023). В качестве третьего лица к делу привлекли фирму «Русский лес».
Между «Русским лесом» (покупатель) и «Теремом» (продавец) был заключен договор поставки пиломатериалов. Согласно его условиям, стороны могли обмениваться сообщениями через мессенджеры WhatsApp, Viber, WeChat, «Телеграм». Договором установлены срок для поставки и обязанность продавца уведомить о готовности товара за семь дней.
«Русский лес» перечислил деньги в сумме 2,2 млн руб. за товар в декабре 2021 года и феврале 2022 года. Не дождавшись уведомления о готовности продукции, в июле 2022 года компания попросила вернуть ей средства и расторгнуть договор. Продавец ответил на претензию, что в апреле направлял директору организации фотографию о готовности пиломатериалов в мессенджере и тот поставил на ней смайлик. Но в итоге продукцию никто не забрал. «Русский лес» не стал оспаривать доводы продавца, а уступил право требования компании «Гармония», и уже она обратилась в суд, чтобы взыскать сумму неосновательного обогащения в размере 2,2 млн руб.
Первая инстанция указала, что ответчик не выполнил обязательства по уведомлению покупателя о готовности товара. Фото и иные графические изображения нельзя рассматривать в качестве юридически значимого сообщения — уведомления о готовности товара к отгрузке. Отправка таких изображений не была обычной практикой между сторонами. Продавец не убедился, что «Русский лес» понял его правильно, и никак иначе не уведомил покупателя. Суд удовлетворил иск «Гармонии», взыскал 2,2 млн руб. неосновательного обогащения, проценты за пользование чужими деньгами и судебные расходы.
«Терем» решение не устроило, и компания обжаловала его в апелляции. 2-й ААС согласился с позицией АС Кировской области. По мнению суда, из переписки продавца и покупателя видно, что стороны согласовывали дату и время погрузки, продавец прислал фото товара по просьбе покупателя. Таким образом, направление снимка и получение в ответ эмодзи «Большой палец вверх» нельзя признать сложившейся между сторонами договора практикой уведомления о готовности товара к отгрузке.
Ранее АС Краснодарского края принял эмодзи в качестве способа согласования условий договора. Продавец настаивал, что не поставил в срок товар из-за несогласования покупателем его внешнего вида. Суды с этим не согласились, ведь в переписке он подтвердил выбранный покупателем цвет отправкой эмодзи с изображением руки с поднятым большим пальцем.
Консультант Бюро адвокатов «Де-юре» , д-р юрид. наук, профессор Юрий Свирин указывает, что контрагент должен послать сообщение такого содержания, из которого недвусмысленно следует намерение и воля контрагента. Но суд в каждом конкретном случае самостоятельно решает по своему внутреннему усмотрению, насколько содержание эмодзи могло быть понятно контрагенту.
Суд посчитал, что направление снимка нельзя признать надлежащим уведомлением даже при получении в ответ смайлика с большим пальцем вверх.
Арбитражный суд Кировской области рассмотрел дело по иску организации «Гармония» к «Строительно-производственной компании Терем» (дело № А28-2634/2023). В качестве третьего лица к делу привлекли фирму «Русский лес».
Между «Русским лесом» (покупатель) и «Теремом» (продавец) был заключен договор поставки пиломатериалов. Согласно его условиям, стороны могли обмениваться сообщениями через мессенджеры WhatsApp, Viber, WeChat, «Телеграм». Договором установлены срок для поставки и обязанность продавца уведомить о готовности товара за семь дней.
«Русский лес» перечислил деньги в сумме 2,2 млн руб. за товар в декабре 2021 года и феврале 2022 года. Не дождавшись уведомления о готовности продукции, в июле 2022 года компания попросила вернуть ей средства и расторгнуть договор. Продавец ответил на претензию, что в апреле направлял директору организации фотографию о готовности пиломатериалов в мессенджере и тот поставил на ней смайлик. Но в итоге продукцию никто не забрал. «Русский лес» не стал оспаривать доводы продавца, а уступил право требования компании «Гармония», и уже она обратилась в суд, чтобы взыскать сумму неосновательного обогащения в размере 2,2 млн руб.
Первая инстанция указала, что ответчик не выполнил обязательства по уведомлению покупателя о готовности товара. Фото и иные графические изображения нельзя рассматривать в качестве юридически значимого сообщения — уведомления о готовности товара к отгрузке. Отправка таких изображений не была обычной практикой между сторонами. Продавец не убедился, что «Русский лес» понял его правильно, и никак иначе не уведомил покупателя. Суд удовлетворил иск «Гармонии», взыскал 2,2 млн руб. неосновательного обогащения, проценты за пользование чужими деньгами и судебные расходы.
«Терем» решение не устроило, и компания обжаловала его в апелляции. 2-й ААС согласился с позицией АС Кировской области. По мнению суда, из переписки продавца и покупателя видно, что стороны согласовывали дату и время погрузки, продавец прислал фото товара по просьбе покупателя. Таким образом, направление снимка и получение в ответ эмодзи «Большой палец вверх» нельзя признать сложившейся между сторонами договора практикой уведомления о готовности товара к отгрузке.
Ранее АС Краснодарского края принял эмодзи в качестве способа согласования условий договора. Продавец настаивал, что не поставил в срок товар из-за несогласования покупателем его внешнего вида. Суды с этим не согласились, ведь в переписке он подтвердил выбранный покупателем цвет отправкой эмодзи с изображением руки с поднятым большим пальцем.
Консультант Бюро адвокатов «Де-юре» , д-р юрид. наук, профессор Юрий Свирин указывает, что контрагент должен послать сообщение такого содержания, из которого недвусмысленно следует намерение и воля контрагента. Но суд в каждом конкретном случае самостоятельно решает по своему внутреннему усмотрению, насколько содержание эмодзи могло быть понятно контрагенту.