- Регистрация
- Сообщения
- 1 225
- Реакции
- 112
Продавцы электронных коммерческих площадок предлагают под видом оригинала левую электронику, одежду, косметику. На крупнейшей в России онлайн-платформе из-за этого собрались полностью запретить торговлю БАДами.
С весны разрешили параллельный импорт — то есть ввоз товаров без согласия правообладателя. Однако вся продукция должна быть оригинальной, а не подделкой. Получилось же так, что продавцы активно сбывают в онлайне немаркированные изделия неизвестного происхождения.
Речь в первую очередь о крупнейшей торговой площадке Wildberries. На нее поступило множество жалоб и от организаций, и от частных компаний, сообщили в Минмпромторге.
Дошло до суда. В конце августа Роспотребнадзор подал иск на основателя Wildberries Татьяну Бакальчук с требованием заблокировать раздел с витаминами и БАДами, за документами на которые площадка никак не следит. В Wildberries утверждают, что общаются с ведомством и "оперативно реагируют на поступающие предложения".
Все под контролем
Маркетплейсы уверяют, что создали серьезную систему контроля. Это и искусственный интеллект, выявляющий и блокирующий контрафакт, и обмен информацией о недобросовестных продавцах, помогающий сдерживать распространение подделок, рассказали в пресс-службе Wildberries. В планах — запуск сервиса "Цифровой арбитраж": к дополнительному мониторингу подключатся правообладатели.
"Продавцы обязаны иметь все необходимые документы на товары. Попытка реализации сомнительной продукции может привести к пожизненному бану на площадке", — подчеркивают в пресс-службе магазина.
В Ozon запрещена торговля копиями и репликами. А для некоторых категорий товаров запрашивают сертификаты качества, например, для спортивного питания. "К тому же если продавец — дистрибьютор зарегистрированных торговых марок, он должен подтвердить, что у него оригинальная продукция, приобретенная у производителя. Для этого нужно загрузить в личный кабинет документы на бренд".
В "СберМегаМаркете" заверили: проверяют продавцов при подключении и активации. А в "Яндекс.Маркете" действуют специальные автоматические системы. "При первом же подозрении мы запускаем углубленную проверку — делаем контрольные закупки, а в самых сложных случаях обращаемся к производителю. Кроме того, запрашиваем документы на продукцию, которая подлежит сертификации, декларированию или лицензированию".
"Завалены подделками
В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) говорят, что доля контрафакта на маркетплейсах минимальна: менее 0,1% по всем позициям. Однако аналитики и эксперты рынка утверждают: на самом деле площадки буквально завалены подделками и никакой внятной системы модерации нет.
Недобросовестных продавцов блокируют, когда набирается критическая масса негативных отзывов покупателей. Любой может завезти на склад маркетплейса товар, загрузить в карточку фотографии изделия популярного бренда и предлагать подделку под видом оригинала.
Доля контрафакта на популярных маркеплейсах достигает 70%. Чаще всего подделывают детские игрушки (30-35%), одежду и обувь (29-30%), мелкую потребительскую электронику, например, наушники, зарядки, а также различные аксессуары (18%), бытовую химию и парфюмерию (21%).
Рабочие схемы
Зачастую цепочки поставки подделок и оригинала ничем не отличаются: один и тот же предприниматель продает и оригинальную продукцию, и "копию". Это потому, что у поставщиков не проверяют документы.
Так же как и в физическую розницу, контрафакт на маркеплейсы течет с крупных рынков вроде московских "Садовода" и "Люблино" — это самый распространенный вариант входа.
Именно оттуда на Wildberries и другие площадки поступают левые Gucci, Dolce & Gabbana, Prada и другие дорогие "бренды".
"Особое внимание уделяют мидл- и люкс-сегментам — высокомаржинальным категориям. Предприниматели стараются выдать продукцию низкого качества за оригинал и продать в три-четыре раза дороже".
Ни о каких разрешительных документах и речи нет. Часто у поставщиков стартовый капитал очень небольшой, а сертификация порой дорогостоящая, поэтому оформление бумаг откладывают до лучших времен. Ни один маркетплейс их больше не требует. В редких случаях может запросить у поставщика — как правило, из-за жалобы покупателя.
Товары из Китая ввозят через карго — также без документов. И такой продукции, по оценкам аналитиков, на маркетплейсах как минимум 50%.
Сквозь пальцы
Наибольшую халатность, полагают эксперты рынка, проявляют крупнейшие игроки. На продавцов они смотрят сквозь пальцы.
"Wildberries практически все равно. Не надо никаких документов при добавлении карточки товара (если бренд не входит в топ по отслеживанию). Запросят разве что после массовых жалоб клиентов. И то не факт. Ozon более жесткий. Карточка уходит на ручную проверку, и, если видят популярный бренд, обязательно свяжутся. Реагируют и на обращения покупателей. Если документов нет, карточку скроют", — рассказывает Павел Евтушенко, предприниматель, действующий поставщик Wildberries и Ozon.
Что внутри
Проблема в главном: маркетплейсы позиционируют себя как посредников, не отвечающих за продавцов.
Чаще всего жалуются на косметику: просрочка, вскрытая фольгированная упаковка и, соответственно, сомнительное содержимое. Например, "гималайская розовая соль" не растворяется в воде, а "кокосовое масло для волос" отдает ацетоном.
При этом подделывают не только изделия, но и сертификаты соответствия, свидетельства на товарный знак, договоры на дистрибуцию, а также письма-разрешения на продажу. "Бывает, что товар подменяют сами покупатели или представители онлайн-платформ".
Как вычислить
Понятно, что почти любую покупку при дистанционной торговле можно вернуть. Но подстраховаться лучше заранее. Самое простое — следить за средней розничной ценой. Подделка обычно в три-четыре раза дешевле — и за счет этого попадает в топ выдачи по запросу. Нелишне обратить внимание на упаковку. Крупные бренды и компании размещают там штрихкоды, сайт, артикулы. Важно мониторить отзывы: нередко сами пользователи разоблачают фейки. Наконец, запросите документы на бренд у продавца через поддержку.
"Если есть сомнения в качестве, потребуйте сертификаты соответствия, а также разрешение от правообладателя на продажу у продавца".
Но и здесь не все просто. Поставщиков с сертификатами на таких площадках очень мало. Более того, документ, загруженный в карточку продавца, не гарантирует подлинность, а лишь подтверждает, что изделие соответствует российским техническим регламентам и безопасно для потребителя.
"Почему маркетплейсы не вернут обязательную загрузку разрешительных документов? Ответ прост — они потеряют одним махом множество поставщиков, а значит, и прибыль".
С 1 марта 2023-го маркетплейсы обяжут выполнять все требования к обороту товаров на площадках и нести ответственность за продажу контрафакта или непромаркированной продукции.
Согласно постановлению, участники оборота продукции — это "юридические лица, индивидуальные предприниматели и аккредитованные филиалы иностранных юридических лиц в Российский Федерации, осуществляющие ввод товаров в оборот, оборот и (или) вывод из оборота товаров". В списке — и "владельцы агрегаторов информации о товарах (услугах), оказывающие услуги предпродажной подготовки товара, сборки и упаковки для доставки потребителю". Таким образом, нормы, предусматривающие ответственность за непередачу сведений в систему обязательной электронной маркировки и продажу контрафакта, распространятся и на онлайн-платформы.
С весны разрешили параллельный импорт — то есть ввоз товаров без согласия правообладателя. Однако вся продукция должна быть оригинальной, а не подделкой. Получилось же так, что продавцы активно сбывают в онлайне немаркированные изделия неизвестного происхождения.
Речь в первую очередь о крупнейшей торговой площадке Wildberries. На нее поступило множество жалоб и от организаций, и от частных компаний, сообщили в Минмпромторге.
Дошло до суда. В конце августа Роспотребнадзор подал иск на основателя Wildberries Татьяну Бакальчук с требованием заблокировать раздел с витаминами и БАДами, за документами на которые площадка никак не следит. В Wildberries утверждают, что общаются с ведомством и "оперативно реагируют на поступающие предложения".
"У регулятора должно быть право досудебной блокировки. Пока есть лишь решение суда, то есть остановить торговлю удастся месяца через полтора минимум. Все это время реализация опасной продукции будет продолжаться", — отметила руководитель Роспотребнадзора Анна Попова.
Все под контролем
Маркетплейсы уверяют, что создали серьезную систему контроля. Это и искусственный интеллект, выявляющий и блокирующий контрафакт, и обмен информацией о недобросовестных продавцах, помогающий сдерживать распространение подделок, рассказали в пресс-службе Wildberries. В планах — запуск сервиса "Цифровой арбитраж": к дополнительному мониторингу подключатся правообладатели.
"Продавцы обязаны иметь все необходимые документы на товары. Попытка реализации сомнительной продукции может привести к пожизненному бану на площадке", — подчеркивают в пресс-службе магазина.
В Ozon запрещена торговля копиями и репликами. А для некоторых категорий товаров запрашивают сертификаты качества, например, для спортивного питания. "К тому же если продавец — дистрибьютор зарегистрированных торговых марок, он должен подтвердить, что у него оригинальная продукция, приобретенная у производителя. Для этого нужно загрузить в личный кабинет документы на бренд".
В "СберМегаМаркете" заверили: проверяют продавцов при подключении и активации. А в "Яндекс.Маркете" действуют специальные автоматические системы. "При первом же подозрении мы запускаем углубленную проверку — делаем контрольные закупки, а в самых сложных случаях обращаемся к производителю. Кроме того, запрашиваем документы на продукцию, которая подлежит сертификации, декларированию или лицензированию".
"Завалены подделками
В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) говорят, что доля контрафакта на маркетплейсах минимальна: менее 0,1% по всем позициям. Однако аналитики и эксперты рынка утверждают: на самом деле площадки буквально завалены подделками и никакой внятной системы модерации нет.
Недобросовестных продавцов блокируют, когда набирается критическая масса негативных отзывов покупателей. Любой может завезти на склад маркетплейса товар, загрузить в карточку фотографии изделия популярного бренда и предлагать подделку под видом оригинала.
Доля контрафакта на популярных маркеплейсах достигает 70%. Чаще всего подделывают детские игрушки (30-35%), одежду и обувь (29-30%), мелкую потребительскую электронику, например, наушники, зарядки, а также различные аксессуары (18%), бытовую химию и парфюмерию (21%).
Рабочие схемы
Зачастую цепочки поставки подделок и оригинала ничем не отличаются: один и тот же предприниматель продает и оригинальную продукцию, и "копию". Это потому, что у поставщиков не проверяют документы.
Так же как и в физическую розницу, контрафакт на маркеплейсы течет с крупных рынков вроде московских "Садовода" и "Люблино" — это самый распространенный вариант входа.
Именно оттуда на Wildberries и другие площадки поступают левые Gucci, Dolce & Gabbana, Prada и другие дорогие "бренды".
"Особое внимание уделяют мидл- и люкс-сегментам — высокомаржинальным категориям. Предприниматели стараются выдать продукцию низкого качества за оригинал и продать в три-четыре раза дороже".
Ни о каких разрешительных документах и речи нет. Часто у поставщиков стартовый капитал очень небольшой, а сертификация порой дорогостоящая, поэтому оформление бумаг откладывают до лучших времен. Ни один маркетплейс их больше не требует. В редких случаях может запросить у поставщика — как правило, из-за жалобы покупателя.
Товары из Китая ввозят через карго — также без документов. И такой продукции, по оценкам аналитиков, на маркетплейсах как минимум 50%.
Сквозь пальцы
Наибольшую халатность, полагают эксперты рынка, проявляют крупнейшие игроки. На продавцов они смотрят сквозь пальцы.
"Wildberries практически все равно. Не надо никаких документов при добавлении карточки товара (если бренд не входит в топ по отслеживанию). Запросят разве что после массовых жалоб клиентов. И то не факт. Ozon более жесткий. Карточка уходит на ручную проверку, и, если видят популярный бренд, обязательно свяжутся. Реагируют и на обращения покупателей. Если документов нет, карточку скроют", — рассказывает Павел Евтушенко, предприниматель, действующий поставщик Wildberries и Ozon.
Что внутри
Проблема в главном: маркетплейсы позиционируют себя как посредников, не отвечающих за продавцов.
Чаще всего жалуются на косметику: просрочка, вскрытая фольгированная упаковка и, соответственно, сомнительное содержимое. Например, "гималайская розовая соль" не растворяется в воде, а "кокосовое масло для волос" отдает ацетоном.
При этом подделывают не только изделия, но и сертификаты соответствия, свидетельства на товарный знак, договоры на дистрибуцию, а также письма-разрешения на продажу. "Бывает, что товар подменяют сами покупатели или представители онлайн-платформ".
Как вычислить
Понятно, что почти любую покупку при дистанционной торговле можно вернуть. Но подстраховаться лучше заранее. Самое простое — следить за средней розничной ценой. Подделка обычно в три-четыре раза дешевле — и за счет этого попадает в топ выдачи по запросу. Нелишне обратить внимание на упаковку. Крупные бренды и компании размещают там штрихкоды, сайт, артикулы. Важно мониторить отзывы: нередко сами пользователи разоблачают фейки. Наконец, запросите документы на бренд у продавца через поддержку.
"Если есть сомнения в качестве, потребуйте сертификаты соответствия, а также разрешение от правообладателя на продажу у продавца".
Но и здесь не все просто. Поставщиков с сертификатами на таких площадках очень мало. Более того, документ, загруженный в карточку продавца, не гарантирует подлинность, а лишь подтверждает, что изделие соответствует российским техническим регламентам и безопасно для потребителя.
"Почему маркетплейсы не вернут обязательную загрузку разрешительных документов? Ответ прост — они потеряют одним махом множество поставщиков, а значит, и прибыль".
С 1 марта 2023-го маркетплейсы обяжут выполнять все требования к обороту товаров на площадках и нести ответственность за продажу контрафакта или непромаркированной продукции.
Согласно постановлению, участники оборота продукции — это "юридические лица, индивидуальные предприниматели и аккредитованные филиалы иностранных юридических лиц в Российский Федерации, осуществляющие ввод товаров в оборот, оборот и (или) вывод из оборота товаров". В списке — и "владельцы агрегаторов информации о товарах (услугах), оказывающие услуги предпродажной подготовки товара, сборки и упаковки для доставки потребителю". Таким образом, нормы, предусматривающие ответственность за непередачу сведений в систему обязательной электронной маркировки и продажу контрафакта, распространятся и на онлайн-платформы.