Психология мотивации

Metsatoll

Начинающий
Регистрация
Сообщения
14
Реакции
0
Каждый человек стремится достичь определенной цели. Особую роль играет внутреннее желание. Мотивация — это не просто красивое слово, а настоящая работа над собой и над своим духом. Именно постоянный труд, терпение и усидчивость позволяют воплощать самые необычные и дерзкие мечты в реальность. Чтобы понять, с чего следует начинать, человек должен переосмыслить свою жизнь, понять истинные желания и мотивы своих поступков. Что такое мотивация? Мотив (от лат. moveo – двигаю) означает нечто (потребность, влечение, склонность, стремление и т.д.), побуждающее человека к определенным поступкам и действиям. При всех различиях в значениях этих слов, все они указывают на «динамический» момент, т.е. направленность действия на определенные цели. Поэтому, когда мы говорим «что движет нами?», мы говорим о мотивации наших поступков и даже мыслей.

В современном мире люди довольно часто произносят понятие «мотивация», при этом до конца не осознавая истинную трактовку слова. Каково же понятие мотива и мотивации? На данный момент существует несколько определений:

  • осознанное влечение человека к выполнению определенной цели, которое может быть компенсировано как материальными, так и духовными ценностями;
  • проявление человеческого желания для достижения поставленной задачи, проявляется в изменении внутреннего и внешнего состояний;
  • это определение, затрагивающее духовные аспекты состояние человека, его способность ставить перед собой высокие цели;
  • стремление достичь наилучшего результата, желание искать новые цели и задачи;
  • способность и желание удовлетворить материальные, биологические и духовные потребности;
  • стремление достичь результата, психофизиологический процесс, который управляет поведением, эмоциями, действиями человека.
Становится ясно, что мотивация — понятие сложное и крайне индивидуальное. Желание достичь успеха появляется у человека в различных ситуациях, и, соответственно, способы достижения результата будут отличаться. Основные элементы мотивации: цели, задачи, политика, методы, инструменты, программы.

Мотивация связана с нашими интересами и потребностями. Именно поэтому она индивидуальна.

Ключевое понятие мотивации – мотив. Это идеальный (не обязательно существующий в материальном мире) предмет, на достижение которого направлена деятельность личности.



Классификация мотивов
  • Мотив самоутверждения
Если человеком движет стремление утвердить себя в социуме, мы говорим о честолюбии, самолюбии, чувстве собственного достоинства. Человек делает что-то, стремясь доказать окружающим (и самому себе, разумеется), что он чего-то стоит. Добиваясь определенных целей и/или социального статуса, человек получает главное – самоуважение, которое в этом случае связывается для него с оценкой других людей.

  • Мотив идентификации с другим
Мотив идентификации с другим человеком это всем известное стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (образец для подражания). Существует и такое мнение, что идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала за счет «заимствования» энергии у кумира – объекта идентификации. Это мнение, разумеется, не доказано научно, однако имеет право на существование. Впрочем, при всей ненаучности, в нейролингвистическом программировании существует техника, когда для достижения результата и доступа к состоянию уверенности необходимо представить, что бы сделал в этой ситуации твой кумир, человек, на которого хотелось быть похожим. И эта техника отлично работает, при условии, что кумир действительно является кумиром.

  • Мотив власти
Мотив власти - это стремление субъекта влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) - одна из самых главных движущих сил человеческих действий, это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность. Этот мотив занимает важное место в иерархии мотивов. Действия многих людей (например, руководителей различных рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими - это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив. В этом случае теряется удовольствие от самого процесса достижения, и жизнь превращается в постоянную погоню за сильным ощущением.

  • Процессуально-содержательные мотивы
Побуждение к деятельности самим процессом и содержанием деятельности. Когда человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Действие других социальных и личностных мотивов (власти, самоутверждения и др.) может усиливать мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности, они являются внешними по отношению к ней, поэтому часто эти мотивы называют внешними. В случае же действия процессуально- содержательных мотивов человеку нравится (и побуждает к активности) процесс и содержание определенной деятельности.

  • Внешние мотивы
Мотив долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, стремление получить высокий социальный статус (мотив престижа), мотив достижения и мотив избегания неприятностей и наказания, мотив поиска любви, присоединения и др. Так называемые внешние мотивы — побуждающие к деятельности факторы находятся вне самой деятельности. Например, человек может руководствоваться чувством долга и/или ответственности, стремиться к самоутверждению и самосовершенствованию, может избегать негативных последствий или наказания (негативная мотивация). В случае преобладания негативных мотивов, результат не будет максимальным. Мало кто способен проявлять чудеса творчества или просто работать с полной отдачей «из-под палки».

  • Мотив достижения
Большинство людей желает добиться лучших результатов своего труда, успеха в определенной сфере. Чаще это осознанный выбор личности наиболее сложных жизненных задач. Данный стимул – ведущий фактор для достижения признаний в определенной сфере труда. Достижение цели зависит не только от врожденных способностей человека, но и от его желания работать над собой, мотивировать себя на работу.



Виды мотиваций и их отражение в психике
Назвать определенное количество видов окажется практически нереально. Любой человек может найти что-то новое, то, что кардинально изменит его представления и жизнь. Виды мотивации в психологии всегда активно обсуждались в кругу специалистов. Многочисленные теории философов опубликованы во многих учебных пособиях. Какие бывают мотивации?

  • Внешняя мотивация — не зависит от человеческого желания, происходит с участием посторонних лиц или явлений, трудно поддается контролю.
  • Внутренняя мотивация — это душевное желание достичь результата с четким пониманием, что для этого нужно, какие средства понадобятся.
  • Устойчивая мотивация — связана непосредственно с биологическими потребностями человека, например, желание найти воду или пропитание, устроить жилье, завести семью.
  • Неустойчивая мотивация — требует постоянного контроля со стороны другого человека. Это может быть побуждение вести здоровый образ жизни, бросить курить и пить.
  • Индивидуальная правильная мотивация — затрагивает конкретную личность, при этом может оказывать влияние и на ближайшее окружение. Например, жажда, поддержка благоприятной температуры тела.
  • Групповая сильная мотивация — объединяет людей в группу, которая стремится достичь одной цели: найти работу, выйти замуж/жениться.
  • Существует и неосознанная мотивация, виды мотивации при этом отличаются от стандартных. Так, у человека появляется необъяснимое желание добиться своей цели, при этом назвать причину, вызвавшую такую эмоцию, он не может.


Теория иерархии Маслоу
Как найти мотивацию? Нужно обладать определенными знаниями, чтобы ответить на данный вопрос. Для того чтобы собрать воедино многие представления о врожденных потребностях, американскому психологу пришлось проделать тщательный анализ характера человека, его изменения в зависимости от смены цели, изучить типы мотивации. Основные положения данной концепции гласят:

  • человек всегда имеет потребность в чем-то, это не зависит от пола и возраста;
  • сильно выраженные потребности, которые индивид испытывает в определенных ситуациях, могут быть объединены группы;
  • расположение этих групп построено по иерархическому принципу;
  • человек совершает действия благодаря неудовлетворенным потребностям;
  • через некоторое время у человек вновь появляется неудовлетворенность, он желает получить большее;
  • в обычном состоянии индивид чувствует несколько потребностей, они могут быть взаимосвязаны;
  • сначала удовлетворяются желания, находящиеся в основании пирамиды Маслоу, затем начинают воздействовать верхние потребности;
  • человек способен найти большое количество способов для удовлетворения высоких потребностей, нежели низких.
Позже американский психолог Абрахам Маслоу добавил еще несколько важных составляющих пирамиды. В своей работе «К психологии Бытия» автор выделил потребности роста, которые оказались трудны в описании. В эту книгу вошли такие интересные качества, как совершенство, желание быть выше других, справедливость, ответственность, красота, дружелюбие, завершенность. Автор подробно описал формы мотивации.

Маслоу считает, что во многих случаях именно потребности роста являются мощнейшим мотивом для достижения целей. Каждый человек может проверить достоверность этих слов на себе. Достаточно выписать самые значимые потребности, расположить их по иерархическому принципу: внизу — то, что удовлетворяется в первую очередь, наверху — то, ради чего приходиться изрядно трудиться.

По мнению Маслоу, стадию самореализации достигают лишь 2% населения, другие же вынуждены постоянно стремиться к совершенству. Мотивация к действию появляется у многих только в критических ситуациях.



Личность и мотивация
  • Взрослый человек, хорошо знающий, что он хочет, и заинтересованный каким-то определенным видом деятельности, вряд ли станет ходить на нелюбимую работу. Разве что, в силу вступят другие мотивации — например, финансовая, если за нелюбимую работу платят гораздо больше, чем за любимую. Или даже стремление вернуться в детство, когда все решали мама и папа, и снять с себя груз ответственности за принимаемые решения — тогда любимая работа просто не появится, пока кто-то не убедит в том, что именно эта «должна быть любимой». Подобную ситуацию уже можно отнести к невротическим мотивам, к укоренившимся в сознании привычкам, избавиться от которых бывает очень и очень сложно — как от любой привычки. И появляется постоянное недовольство собой, окружающим миром и результатами собственного труда.
  • Человек «не знает», чего он хочет, не может сделать выбор и злится на себя самого и на всех, кто этот самый выбор сделать может, а ему не говорит, что нужно делать. «Большие, а помочь не могут» — говорит в нем маленький ребенок.
  • Возникает внутренний конфликт между стремлением «вырасти» и утвердить свое «Я» и нежеланием это делать, при этом нежелание выбора вследствие конфликта трансформируется в «неумение», и человек убеждает себя в том, что он действительно не знает, каково его место в мире. Подобный конфликт можно называть экзистенциальным, то есть затрагивающим вопросы экзистенции, самого существования (экзистенциальные категории — воля, выбор, смерть, предназначение, ответственность и др.).
  • Человек в поисках смысла может зайти очень далеко, и действительно не видит того, что смысл есть в самом его существовании. Здесь психология тесно переплетается с философией, в особенности буддийской философией и даосизмом. «Смысл жизни в самой жизни», «Будда в каждом цветке и в каждой песчинке», и т.д. Здесь переплетаются все мотивы, и выбор человека зависит от очень многих факторов. Но, прежде всего — от самого человека.
Юнг писал «Выйти на новый путь в полном смысле слова человек может, если сам того желает. Разные люди нуждаются в разных вещах, и свобода для одного будет тюрьмой для другого. Есть только множество отдельных случаев — , и у каждого из них свои потребности, нужды и стремления.»



Заключение
Человека можно заставить, способов для этого очень и очень много. Вопрос в том, нужно ли? Может ли человек заставить сам себя? Конечно, может. И снова вопрос — нужно ли? Мы делаем свои выборы каждый день, каждую минуту. Отсутствие выбора — тоже выбор. А осознание своих выборов — волшебная палочка, позволяющая делать меньше ошибок.

Если не хочется, но надо. Если надо, но не хочется. Попробуйте поговорить с собой. Прислушайтесь к себе. Объясните себе свои сомнения и подумайте, какие у вас есть варианты. Спросите себя, почему «я хочу этого» или же «не хочу». Напишите свои мысли на листе бумаги, так может быть проще.

Попробуйте задать себе четыре «волшебных вопроса» НЛП:

  1. Что будет, если я сделаю это?
  2. Чего не будет, если я сделаю это?
  3. Что будет, если я этого НЕ сделаю?
  4. Чего НЕ будет, если я этого НЕ сделаю?
Посмотрите на ответы, подумайте, а потом спросите себя вновь. Ответы могут изменится. Если вы хорошо подумаете. А наградой будет обретение того, что вы действительно желаете.
 
Сверху