- Регистрация
- Сообщения
- 736
- Реакции
- 36
К уголовной ответственности за оскорбление представителя власти можно привлечь из-за публикации в интернете, подтвердил Пленум Верховного суда в новом постановлении.
Разъяснения касаются и статей о насилии в отношении сотрудников правоохранительных органов. Так, ВС предлагает считать опасными для жизни и здоровья и те действия, которые не повлекли никаких последствий для здоровья потерпевшего, а лишь напугали его в моменте.
Новые разъяснения Пленума Верховного суда касаются трех статей Уголовного кодекса:
1. Кого защищает закон
Согласно разъяснениям Пленума ВС, к правоохранительным органам РФ относятся:
2. Близкие — не только родственники
В отношении насильственных преступлений по ст. 317 и ст. 318 УК Пленум ВС предлагает понимать под близкими сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или представителя власти не только их родственников, но также людей, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений.
3. Квалификация убийства
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов или его родственников и их убийство не требуют дополнительной квалификации по ст. 105 УК, подчеркивает ВС. Аналогично не требуется дополнительной квалификации по ст. 112 и ст. 115 УК при применении насилия, повлекшего легкий или средний вред здоровью потерпевшего.
Если подозреваемый не смог совершить преступление, но готовился к нему, то его действия нужно квалифицировать со ссылкой на ст. 30 УК о приготовлении к преступлению. «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, совершенное из мести на почве личных неприязненных отношений виновного и потерпевшего, при наличии оснований квалифицируется как преступление против личности», — отмечает ВС. То есть по ст. 105 об убийстве.
4. Самооборона
Если насильственное преступление совершено в ответ на незаконные действия со стороны правоохранительных органов или военнослужащего, то его можно признать необходимой обороной или квалифицировать как преступление против личности.
5. Слова и действия
По 318-й статье о насилии в отношении представителя власти Пленум считает возможным наказывать за побои или другие насильственные действия: связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении.
Под угрозой применения насилия ВС понимает «высказывания или иные действия лица, свидетельствующие о его намерении применить к потерпевшему любое физическое насилие, когда такая угроза воспринималась потерпевшим как реальная».
Под насилием, опасным для жизни или здоровья (ч. 2 ст. 318 УК), ВС понимает не только причинение среднего или тяжкого вреда здоровью, но также и легкий вред, который вызвал кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
Под насилием, опасным для жизни или здоровья, понимается и такое, которое «хотя и не причинило вред здоровью потерпевшего, однако в момент применения создавало реальную опасность для его жизни или здоровья».
6. Оскорбление, фуражка и погоны
Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК), по мнению Пленума ВС, заключается в публичном унижении чести и достоинства представителя власти, затрагивающем его личностные, профессиональные и служебные качества. Кроме того, оскорбление должно быть выражено в неприличной форме.
Такое оскорбление может быть нанесено, например, любой публикацией в интернете, доступ к которой имеет неограниченный круг лиц — под эти критерии подходит и комментарий в соцсети. Но не только словами можно оскорбить представителя власти, но и любыми другими публичными действиями, унижающими честь и достоинство потерпевшего. ВС приводит в пример срывание форменного головного убора или погон.
7. Главное — публичность
Обязательным условием уголовной ответственности за оскорбление представителя власти будет публичный характер такого оскорбления.
Чтобы выяснить, было ли оскорбление публичным, суду нужно учитывать место и способ оскорбления, обстановку и другие обстоятельства дела. Например, публичными будут считаться массовая рассылка оскорбления электронными сообщениями, оскорбление во время массового мероприятия или просто ругательство в присутствии потерпевшего и других людей.
8. В суде — другое дело
Если угрозы или оскорбления произнесены в связи с судебным процессом, предварительным расследованием или исполнением приговора, то действия обвиняемого следует квалифицировать по ст. 296 или ст. 297 УК. Исходя из текста постановления Пленума ВС, в таком случае речь идет не о дополнительной квалификации, а именно об основной. То есть нельзя наказать одновременно и за угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК), и за применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК).
9. Неопределенная квалификация
Ко второму чтению Пленуму ВС предстоит определиться, нужно ли квалифицировать оскорбление представителя власти и применение к нему насилия по совокупности. На этот счет в постановлении имеются два варианта, один из которых попадет в финальную версию постановления.
Первый предполагает: «Публичное оскорбление представителя власти, совершенное во время или после применения в отношении данного лица насилия или угрозы применения насилия, квалифицируется по совокупности преступлений».
Второй вариант: если все действия совершены одновременно в отношении одного и того же представителя власти, то дополнительной квалификации за оскорбление по ст. 319 УК не требуется.
10. Два и более
Оскорбление нескольких представителей власти, если оно совершено одновременно либо с «незначительным разрывом во времени», следует рассматривать как одно преступление.
Проект постановления Пленума ВС «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации»
Разъяснения касаются и статей о насилии в отношении сотрудников правоохранительных органов. Так, ВС предлагает считать опасными для жизни и здоровья и те действия, которые не повлекли никаких последствий для здоровья потерпевшего, а лишь напугали его в моменте.
Новые разъяснения Пленума Верховного суда касаются трех статей Уголовного кодекса:
- Ст. 317 УК «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа».
- Ст. 318 УК «Применение насилия в отношении представителя власти».
- Ст. 319 УК «Оскорбление представителя власти».
1. Кого защищает закон
Согласно разъяснениям Пленума ВС, к правоохранительным органам РФ относятся:
- органы прокуратуры;
- Следственный комитет;
- органы внутренних дел;
- Федеральная служба безопасности;
- Федеральная служба исполнения наказаний;
- таможенные органы Российской Федерации;
- Федеральная служба охраны;
- органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы;
- Росгвардия;
- военная полиция.
2. Близкие — не только родственники
В отношении насильственных преступлений по ст. 317 и ст. 318 УК Пленум ВС предлагает понимать под близкими сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или представителя власти не только их родственников, но также людей, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений.
3. Квалификация убийства
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов или его родственников и их убийство не требуют дополнительной квалификации по ст. 105 УК, подчеркивает ВС. Аналогично не требуется дополнительной квалификации по ст. 112 и ст. 115 УК при применении насилия, повлекшего легкий или средний вред здоровью потерпевшего.
Если подозреваемый не смог совершить преступление, но готовился к нему, то его действия нужно квалифицировать со ссылкой на ст. 30 УК о приготовлении к преступлению. «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, совершенное из мести на почве личных неприязненных отношений виновного и потерпевшего, при наличии оснований квалифицируется как преступление против личности», — отмечает ВС. То есть по ст. 105 об убийстве.
4. Самооборона
Если насильственное преступление совершено в ответ на незаконные действия со стороны правоохранительных органов или военнослужащего, то его можно признать необходимой обороной или квалифицировать как преступление против личности.
5. Слова и действия
По 318-й статье о насилии в отношении представителя власти Пленум считает возможным наказывать за побои или другие насильственные действия: связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении.
Под угрозой применения насилия ВС понимает «высказывания или иные действия лица, свидетельствующие о его намерении применить к потерпевшему любое физическое насилие, когда такая угроза воспринималась потерпевшим как реальная».
Под насилием, опасным для жизни или здоровья (ч. 2 ст. 318 УК), ВС понимает не только причинение среднего или тяжкого вреда здоровью, но также и легкий вред, который вызвал кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
Под насилием, опасным для жизни или здоровья, понимается и такое, которое «хотя и не причинило вред здоровью потерпевшего, однако в момент применения создавало реальную опасность для его жизни или здоровья».
6. Оскорбление, фуражка и погоны
Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК), по мнению Пленума ВС, заключается в публичном унижении чести и достоинства представителя власти, затрагивающем его личностные, профессиональные и служебные качества. Кроме того, оскорбление должно быть выражено в неприличной форме.
Такое оскорбление может быть нанесено, например, любой публикацией в интернете, доступ к которой имеет неограниченный круг лиц — под эти критерии подходит и комментарий в соцсети. Но не только словами можно оскорбить представителя власти, но и любыми другими публичными действиями, унижающими честь и достоинство потерпевшего. ВС приводит в пример срывание форменного головного убора или погон.
7. Главное — публичность
Обязательным условием уголовной ответственности за оскорбление представителя власти будет публичный характер такого оскорбления.
Чтобы выяснить, было ли оскорбление публичным, суду нужно учитывать место и способ оскорбления, обстановку и другие обстоятельства дела. Например, публичными будут считаться массовая рассылка оскорбления электронными сообщениями, оскорбление во время массового мероприятия или просто ругательство в присутствии потерпевшего и других людей.
8. В суде — другое дело
Если угрозы или оскорбления произнесены в связи с судебным процессом, предварительным расследованием или исполнением приговора, то действия обвиняемого следует квалифицировать по ст. 296 или ст. 297 УК. Исходя из текста постановления Пленума ВС, в таком случае речь идет не о дополнительной квалификации, а именно об основной. То есть нельзя наказать одновременно и за угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК), и за применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК).
9. Неопределенная квалификация
Ко второму чтению Пленуму ВС предстоит определиться, нужно ли квалифицировать оскорбление представителя власти и применение к нему насилия по совокупности. На этот счет в постановлении имеются два варианта, один из которых попадет в финальную версию постановления.
Первый предполагает: «Публичное оскорбление представителя власти, совершенное во время или после применения в отношении данного лица насилия или угрозы применения насилия, квалифицируется по совокупности преступлений».
Второй вариант: если все действия совершены одновременно в отношении одного и того же представителя власти, то дополнительной квалификации за оскорбление по ст. 319 УК не требуется.
10. Два и более
Оскорбление нескольких представителей власти, если оно совершено одновременно либо с «незначительным разрывом во времени», следует рассматривать как одно преступление.
Проект постановления Пленума ВС «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации»