Клиент банка обязан вернуть ошибочно зачисленные на его счет деньги

PHANTOM

Команда форума
Модератор
Регистрация
Сообщения
736
Реакции
36
Скандал со списанием со счетов клиентов одного из российских банков "несправедливо нажитых" средств, заработанных ими на конвертации валют из-за уязвимости в работе алгоритма расчетов кросс-курсов, заставил экспертов задуматься, а правомочны ли такие действия банка?


За последние 10-20 лет развития банковских программ суды уже рассмотрели аналогичные споры.

1657617245196.png


Между банком и клиентом всегда заключается договор, а к нему полагаются условия, по которым клиент обязан возвратить банку суммы, ошибочно зачисленные на его счет. Иногда в таких условиях прописывается и право банка списывать ошибочно зачисленные денежные средства без дополнительных распоряжений клиента.

"К таким спорам применяется статья 1102 Гражданского кодекса России — взыскание неосновательного обогащения".

Но в этом случае банк обязан доказать, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащениее. Таким доказательством может служить заключение о выявленном техническом сбое, выписка по счету, подтверждающая зачисление на счет клиента суммы неосновательного обогащения и расходные операции с их использованием.

"Доводы клиента банка о том, что ему не было известно о техническом сбое не меняют характер неосновательного обогащения".

Суды удовлетворяют требования банка в случаях ошибочного начисления по картам лояльности, накопительным бонусным картам, техническим овердрафтам. Хотя по спорам с конвертацией валют суды порой принимают прямо противоположные решения.

"Суды считают, что, совершая конверсионную сделку по приобретению валюты по определенной именно банком, а не потребителем цене, стороны реализовали свое право на заключение договора с учетом положений 421 ГК РФ, закрепившей принцип свободы договора".

То обстоятельство, что сделка оказалась экономически выгодной не для банка, ведущего предпринимательскую деятельность, суд оценил как следствие того, что любая предпринимательская деятельность является рисковой, и правовой защите в данных отношениях подлежит потребитель, а не предприниматель.

Какое решение будет принято в сложившейся ситуации, юристу сказать сложно. Не исключено, что стороны могут решить прекратить спор и заключить мировое соглашение.
 
Сверху