Как искали в 90-х и куда исчезли российские поисковые системы?

PHANTOM

Команда форума
Модератор
Регистрация
Сообщения
736
Реакции
36
glaz.jpg

Если сегодня кто-то говорит «поищи в интернете», обычно подразумевается «Яндекс» или Google. Но так было далеко не всегда. Во второй половине 90-х ассортимент поисковых систем был намного шире: в зарубежном интернете успешно работали AltaVista и Yahoo, Lycos и WebCrawler, а еще Ask.com, HotBot, Excite, Infoseek и множество других. Рунет также переживал бурный расцвет: здесь присутствовало несколько полноценных поисковых систем и целое семейство каталогов ссылок. Прошло время, выжил только «Яндекс», превратившийся в гигантскую мегакорпорацию. Куда делись все остальные?

Для начала давайте определимся с тем, чем все-таки отличались поисковые системы от каталогов. Полноценные поисковики, коих даже в те времена было относительно немного, имели собственного программного робота, самостоятельно бродившего по сети, обходившего ссылки и добавлявшего информацию о найденных веб-страницах в базу данных — индекс поисковой системы. Роботы умели парсить HTML и вычленять из тегов информацию о проиндексированных страницах, но качество автоматически составленных описаний порой оставляло желать лучшего. Да и релевантность поиска не всегда была высокой: порой поисковик выдавал по запросу совсем не то что нужно.

В каталоги, в отличие от поисковых систем, ссылки добавляли вручную сами создатели сайтов, и составляли для них развернутые и подробные описания. Эти описания проверяли модераторы — в каждом тематическом разделе каталога трудился свой. В результате качество поиска в каталоге оказывалось порой выше в сравнении с классическими поисковыми системами, и эта ситуация сохранялась до тех пор, пока роботы поисковиков не «поумнели» и не научились индексировать страницы лучше людей.

Помимо «Яндекса» во второй половине 90-х в Рунете существовало несколько поисковиков, каждый из которых обладал своими индивидуальными чертами и характерными особенностями.

Рамблер​

84rtsb0xfjfsl8bxsp_yk7lrok8.png

Исторически «Рамблер» стал первой полноценной поисковой системой в Рунете — его запустили в 1996 году, однако при нем действовал и каталог ссылок с рейтингом «Rambler Top100». Идея создания собственного поисковика возникла из-за того, что зарубежные поисковые роботы плохо воспринимали кириллицу и постоянно «путались» в кодировках. Ядро новой поисковой системы написал сотрудник Пущинского микробиологического института Дмитрий Крюков, он же нарисовал для нее логотип. А 26 сентября 1996 года был зарегистрирован домен rambler.ru.

В течение долгого времени «Рамблер» был одним из лидеров российского сегмента Всемирной сети, четырежды завоевывал «Премию Рунета». Постепенно из простой поисковой системы он превратился в гигантский медиа-портал, обзавелся собственным телеканалом и кучей всевозможных сервисов, включая почтовый. Очень хорошо внутреннюю жизнь компании описал ее бывший сотрудник, а ныне — известный IT-предприниматель Игорь Ашманов в своей книге «Жизнь внутри пузыря».

Понемногу «Яндекс» потеснил конкурента на рынке поисковых сервисов, а в 2011 году «Рамблер» и вовсе лицензировал для своих нужд поисковую систему «Яндекса» и подключился к РСЯ, окончательно отказавшись от собственного поискового движка. В 2020 году единственным владельцем «Рамблера» стал «Сбербанк», а сам сайт rambler.ru теперь представляет собой новостной и медиа-портал, включающий различные сервисы. Поиск — далеко не главный среди них.

Апорт​

ffyertqamcq_kn6sz7era-iriua.png

Одна из старейших поисковых систем Рунета, появившаяся на свет в 1996 году благодаря компании Agama. Изначально «Апорт» искал только по сайтам agama.com, но к 1997 году поисковик индексировал уже все сайты российского интернета.

В 1999 году «Апорт» был полностью выкуплен «РОЛ» («Россия-он-Лайн»), после чего все разработки и модификации поисковика были прекращены, и поисковая система стала понемногу сдавать свои позиции. В августе 2011 года «Апорт» совсем отказался от собственного движка, лицензировав поиск «Яндекса», а позже и вовсе закрылся. Теперь по адресу aport.ru расположен маркетплейс.

Нигма​

h0oehiancbv3z-k3ydn0e91ll20.png

Метапоисковая система nigma.ru была создана студентами факультетов ВМК и психологии МГУ при поддержке Стэнфордского университета и запущена намного позже других своих конкурентов — в 2005 году. Однако в отличие от других поисковиков, «Нигма» отлично индексировала RSS-ленты и сообщения новостных порталов, предлагая по запросу пользователей актуальные новости, а также позволяла искать с использованием возможностей сразу нескольких альтернативных поисковых систем. Именно «Нигма» первой среди российских поисковиков разработала виджет для мобильной платформы Android.

Несмотря на определенную популярность, проект держался в основном на энтузиазме его создателя Виктора Лавренко, который его обновлял и поддерживал. В сентябре 2017 года проект прекратил свое существование. Энтузиасты воссоздали внешний вид поисковика на сайте nigma.net.ru (он использует движки Google и Яндекс) — вы можете зайти по этому адресу прямо сейчас и посмотреть, как когда-то выглядела «Нигма».

Каталоги​

me6hp9fevrpyyagazwswmqk0vkc.png


Несмотря на то, возможности поисковых систем стремительно совершенствовались, каталоги ссылок с собственным локальным поиском были популярны вплоть до середины нулевых. А один из них — ulitka.ru — жив до сих пор. Если вам интересно узнать, как выглядели каталоги-рубрикаторы в старые добрые девяностые, обязательно загляните сюда.

Среди популярных каталогов нельзя не отметить «List.ru» (выкуплен Mail.Ru), «Веблист» (один из проектов компании MARK-ITT из Ижевска, ныне закрыт), «Сусанин» (создан петербургский дизайн-студией WebPlus в 1998 году, закрыт в начале «нулевых»), «Look.ru» (закрыт в первой половине нулевых), Up.ru (создан студией Delux, ныне сайт принадлежит компании Unite&Performance).

Выводы? Они просты: для выживания поисковые системы должны были не просто превратиться в медиа-корпорации, поддерживающие портал с кучей полезных сервисов, а развивать правильные направления, отвечающие требованиям рынка, которые будут востребованы в будущем. С этим вызовом справилась в полной мере только одна компания. «Рамблер» сделал ставку на телевидение (кто-то еще не выбросил на свалку свой телеприемник?), «Апорт» нашел незаинтересованных в его развитии инвесторов, а «Нигма» вообще решила обойтись без таковых, и в конце концов задохнулась без финансирования. Время же тематических каталогов безвозвратно ушло.
 
Сверху