- Регистрация
- Сообщения
- 118
- Реакции
- 47
Сколько может стоить кофейная кружка? 100-250 рублей.
А поцарапанная кофейная кружка? Вряд ли кто-то отдаст за неё больше 50.
А если это поцарапанная кофейная кружка вашей бабушки?.. Здесь владелец может потребовать за неё и 600, и 1000 рублей, и даже отказаться продавать.
Получается, что цена товара зависит от того, принадлежит он вам или нет. Экономическая теория трещит по швам, спрос и предложение так не работают.
Этот эффект владения (endowment effect) описал Ричард Талер, один из основателей поведенческой экономики и лауреат Нобелевской премии.
Для проверки эффекта Талер вместе с Даниэлем Канеманом и Джеком Кнетчем поставили эксперименты в Корнелльском Университете.
Одна из «подопытных» групп получала в подарок чашки, а вторая - ничего. Далее обделенным студентам предлагали купить эти кружки у своих сокурсников.
Удачливые обладатели кружек были готовы расстаться с подарком в среднем за 5 долларов 25 центов. Но покупатели готовы были выложить за товар 2,5 доллара.
То есть владельцы просили за товар большую цену, чем вероятно заплатили бы сами. При этом они в любом случае получили свои чашки бесплатно.
Эксперимент и выводы ученых подробно описаны в их итоговой работе "Experimental Tests of the Endowment Effect and the Coase Theorem", 1990.
Талер предположил, что оценка зависит от точки отсчета.
Если человек владеет предметом, он предвидит боль от расставания с вещью из-за эффекта негативности. И хочет помимо цены предмета получить компенсацию за эту боль.
Покупатель же более объективно соотносит выгоду от приобретения со своими ресурсами.
Интересно, что тот, кто торгует постоянно, редко подвержен эффекту. Продавец обуви не чувствует, что "обладает" каждой парой кроссовок и спокойно продаёт их по стандартной цене.
Маркетологи часто используют эффект обладания. Например, кэшбэк в виде бонусов: чтобы получить выгоду от них, вы должны приобрести товар. Часто есть аналогичный товар по низкой цене или со скидкой. Но вы ощущаете бонусы так, словно это ваши деньги и больше склонны их использовать.
В инвестициях обладание ценными бумагами может искажать восприятие их реальной стоимости.
А в быту эффект обладания проявляется, когда дом превращается в склад старых вещей, которые не меняют и не выбрасывают из-за связанных с ними воспоминаний. Ах, эти кроссовки, в которых бегал первый марафон...
Конечно, вещи могут служить своего рода флешкой для воспоминаний. Но в наш век камер в каждом телефоне и облачных хранилищ, есть более эффективные способы хранить информацию.
А устаревшие вещи стоит менять на новые и более технологичные без ненужной ностальгии.
Тёплые чувства не делают их лучше.
А поцарапанная кофейная кружка? Вряд ли кто-то отдаст за неё больше 50.
А если это поцарапанная кофейная кружка вашей бабушки?.. Здесь владелец может потребовать за неё и 600, и 1000 рублей, и даже отказаться продавать.
Получается, что цена товара зависит от того, принадлежит он вам или нет. Экономическая теория трещит по швам, спрос и предложение так не работают.
Этот эффект владения (endowment effect) описал Ричард Талер, один из основателей поведенческой экономики и лауреат Нобелевской премии.
Для проверки эффекта Талер вместе с Даниэлем Канеманом и Джеком Кнетчем поставили эксперименты в Корнелльском Университете.
Одна из «подопытных» групп получала в подарок чашки, а вторая - ничего. Далее обделенным студентам предлагали купить эти кружки у своих сокурсников.
Удачливые обладатели кружек были готовы расстаться с подарком в среднем за 5 долларов 25 центов. Но покупатели готовы были выложить за товар 2,5 доллара.
То есть владельцы просили за товар большую цену, чем вероятно заплатили бы сами. При этом они в любом случае получили свои чашки бесплатно.
Эксперимент и выводы ученых подробно описаны в их итоговой работе "Experimental Tests of the Endowment Effect and the Coase Theorem", 1990.
Талер предположил, что оценка зависит от точки отсчета.
Если человек владеет предметом, он предвидит боль от расставания с вещью из-за эффекта негативности. И хочет помимо цены предмета получить компенсацию за эту боль.
Покупатель же более объективно соотносит выгоду от приобретения со своими ресурсами.
Интересно, что тот, кто торгует постоянно, редко подвержен эффекту. Продавец обуви не чувствует, что "обладает" каждой парой кроссовок и спокойно продаёт их по стандартной цене.
Маркетологи часто используют эффект обладания. Например, кэшбэк в виде бонусов: чтобы получить выгоду от них, вы должны приобрести товар. Часто есть аналогичный товар по низкой цене или со скидкой. Но вы ощущаете бонусы так, словно это ваши деньги и больше склонны их использовать.
В инвестициях обладание ценными бумагами может искажать восприятие их реальной стоимости.
А в быту эффект обладания проявляется, когда дом превращается в склад старых вещей, которые не меняют и не выбрасывают из-за связанных с ними воспоминаний. Ах, эти кроссовки, в которых бегал первый марафон...
Конечно, вещи могут служить своего рода флешкой для воспоминаний. Но в наш век камер в каждом телефоне и облачных хранилищ, есть более эффективные способы хранить информацию.
А устаревшие вещи стоит менять на новые и более технологичные без ненужной ностальгии.
Тёплые чувства не делают их лучше.